Мастера России: сделано по-немецки
Казань, Нижний Новгород
ТЕКСТ: Руслан Тарасов ФОТО: Ханс-Юрген Буркхард
Казань, Нижний Новгород
ТЕКСТ: Руслан Тарасов ФОТО: Ханс-Юрген Буркхард
Экспедиция «Мастера России» достигает столицы Республики Татарстан, которая удивляет немецких журналистов редким сочетанием культур и религий. А следующей точкой маршрута становится некогда закрытый для иностранцев город, где теперь массово выпускают популярные модели европейских автомобилей.
Казань — Нижний Новгород
Еще несколько дней назад через панорамные крыши экспедиционных Tiguan падали тени от сочинских пальм, а сегодня наши путешественники уже вглядываются вверх и видят высокие шпили мечетей. Пройдено еще 2 тыс. километров.
Россиянину такие дистанции не в диковинку. Наверное, потому наши автолюбители и склонны к удобным машинам. Volkswagen Tiguan по этой части едва ли не рекордсмен в своем классе. Одни лишь кресла ErgoActive со встроенной массажной системой и регулировками в 14 направлениях чего стоят! Можно провести целый день в пути и, прибыв к цели, не знать усталости. Что и почувствовали наши гости, въезжая в Казань.
Но особенно Казань удивляет иностранцев. «Здесь столетиями мирно и уважительно живут бок о бок мусульмане, христиане, иудеи, представители других религий и этнические меньшинства» — вот что немецкие журналисты сразу отметили в своем дневнике.
В городе есть еще один неожиданный комплекс строений, исполинский, впечатляющий и обескураживающий как снаружи, так и внутри. В народе его называют храмом всех религий. В нем пестро перемежаются исламские, христианские, иудейские, буддистские и индуистские элементы плюс азиатские и европейские направления искусства. Первый камень был заложен 42 года назад татарскими художниками братьями Хановыми.
Это место с давних времен называют посредником между Востоком и Западом. Городу с более чем тысячелетней историей такая слава досталась из-за особого географического местоположения в широкой излучине реки Волги, где сходились разные торговые потоки. Сегодня главный центр Татарстана красив, колоритен и привлекает множество туристов.
С какой бы стороны вы ни подъезжали, первое впечатление от цветущего города-миллионника определяет рельефный холм с величаво возвышающимся ансамблем кремля. В глаза бросается мечеть Кул-Шариф, вторая по размерам в России. Рядом — Благовещенский собор. Уникальное сочетание мусульманской и русской православной архитектуры с 2000 года входит во всемирное культурное наследие ЮНЕСКО.
…В 400 верстах выше по течению Волги на высоком берегу находится Нижегородский кремль. Он, как острие копья, впивается в реку: его строили для обороны от набегов с Востока. Однако в 1612 году Русь спасли не эти крепостные стены, а обыкновенный купец Кузьма Минин, который поднял ополченцев для освобождения Москвы.
Сам Нижний Новгород своим развитием тоже обязан купцам. Из-за процветающей здесь торговли бывшая военная твердыня, никем и никогда не взятая, быстро превратилась в «кошелек России». В 1896 году Нижний Новгород стал первым провинциальным городом, принявшим Всероссийскую промышленную и художественную ярмарку. К ее открытию был запущен даже электрический трамвай — первый в Российской империи!
Однако свой топоним, произошедший от «нового города», это место оправдывало не всегда. «Сей город ситуацией прекрасен, но строениями мерзок, все либо на боку лежит, либо близко того…» — когда-то высказалась императрица Екатерина II о местной городской застройке. Советское прошлое тоже не добавило городу шарма: место переименовали в Горький и подвергли тотальной индустриализации, что породило транспортные и экологические проблемы. С 1959 по 1991 год город был даже закрыт для посещения иностранными гражданами.
Но сегодня Нижний Новгород, пятый по числу жителей мегаполис в России, побратим немецкого Эссена и австрийского Линца, преодолевает последствия упадка. Новый генеральный план развития должен сделать город по-настоящему зеленым и удобным для жизни, сохранив за ним статус важнейшего экономического, промышленного и научного центра РФ. А с конвейеров знаменитого на всю Россию ГАЗа — Горьковского автозавода — уже давно сходят современные автомобили, спроектированные и сделанные по-немецки. Причем на многие модели ставятся двигатели Volkswagen российского производства, поступающие с новейшего моторного завода в Калуге, оснащенного по последнему слову науки и техники.
Впереди у немецких журналистов еще много открытий. Продолжаем следить вместе.